Вопрос 4-5 / ВПР История 2025 5 класс

Вернуться к списку вопросов

Вар-1. Текст «Тогда наиболее рассудительные люди в Афинах, видя, что Солон, пожалуй, единственный человек, за которым нет никакой вины ….»

Вопр4. Древняя Греция.

Вопр5. С какой целью афиняне предложили Солону взять в свои руки государственные дела? Почему они выбрали именно его?

Ответ: 1) Цель афинян — положить конец раздорам. 2) Солона выбрали потому, что он занимал взвешенную позицию, не был сторонником ни богатых, ни бедных


Вар-2. Текст «Городом … от его начала правили цари: народовластие и консулат установил Луций брут»

Вопр4. Древний Рим

Вопр5.Какие формы правления названы в отрывке? Укажите не менее двух форм

Ответ: В отрывке названы следующие формы правления в Риме: -монархия (цари); -демократия (народовластие); – империя


Вар-3. Текст «Ши-Хуан по природе своей жесток и своенравен»

Вопр4. Древний Китай

Вопр5. О каком деянии этого правителя сказано в тексте? Назовите одно из других его мероприятий (помимо уже отмеченного в тексте источника)

Ответ: 1) Ши Хуан – создатель и правитель первого централизованного Китая, и в тексте говорится об объединении Китая 2) Также известен строительством Великой Китайской стены, а также огромным погребальным комплексом из 8000 терракотовых солдат.


Вар-4. Текст «Не к бегству готовясь пели эллины свой гимн … навстречу им неслись и персов крики.»

Вопр4. Древняя Греция

Вопр5. Кто противостоял друг другу в бою? Назовите государства, противостоявшие друг другу в войнах, к которому относится описываемое событие

Ответ: 1) В описываемом бою противостояли эллины, персы; 2) Названия государств: Персидская держава и Греция (греческие полисы).

Вар-5. Текст «… Хеопс вверг страну в пучину бедствий …так одни были обязаны перетаскивать к Нилу огромные глыбы камней… Десять лет продолжалось строительство этой дороги и подземных покоев на холме, где стоят пирамиды … Сооружение самой пирамиды продолжалось двадцать лет»

Вопр4. Древний Египет

Вопр5. О какой тяжелой повинности для населения страны говорится в тексте? Укажите титул правителя, о котором говорится в тексте.

Ответ: 1) В тексте говорится о повинности – строить дорогу, по которой доставляли камни для строительства пирамид. 2) титул правителя Хеопса – фараон.

Вар-6. Текст «Когда в Испании шла война с Серторием, 64 беглых раба бежали из Капуи из гладиаторской школы под начальством Спартака…они потрясли Италию различными тяжелыми поражениями … »

Вопр4. Древний Рим.

Вопр5. Объясните кем были беглые рабы. Что можно сказать на основании текста о масштабах их выступления?

Ответ: 1) беглые рабы были гладиаторами — бойцами, которых заставляли сражаться на арене до смертельного исхода для развлечения римской публики; 2) Размах выступлений позволил передвижение по всей Италии, создание многотысячной армии, разбить которую сумело только большое правительственное войско.

Вар-7. Текст «Из клятвы гражданина Херсонеса Таврического … »

Вопр4.

Вопр5. Какой строй существовал в городе Херсонесе? Укажите, опираясь на информацию документа, какое положение занимал этот город.

Ответ: 1) В городе Херсонесе существовал полисный демократический строй; 2) Древний Херсонес Таврический – греческая колония на побережье Крыма.

Вар-8. Текст «Он пополнил сенат, к старим патрициям прибавил новых, увеличил число преторов, эдилов, квесторов и даже младших должностных лиц… половина кандидатов избиралась по желанию народа, половина по назначению Цезаря …»

Вопр4. Древний Рим

Вопр5. Охарактеризуйте на основе информации источника заслуги и место Цезаря в жизни его страны

Ответ: Гай Юлий Цезарь был крупным римским государственным деятелем, в разные годы он занимал должности великого понтифика, наместника в Испании и Галлии, консула, диктатора (пожизненного диктатора);

Он проводил различные реформы (административная реформа, налоговая реформа). Также он известен военными заслугами: руководил завоеванием Галлии; одерживал победы над своими противниками в гражданских войнах.

Вар-9. Текст «Чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове, чтобы в Вавилоне … »

Вопр4. Древнее Междуречье

Вопр5. Как объясняется цель составления данного документа? Назовите этот документ и имя правителя, который его принял?

Ответ: 1) Целью объявлялось установление справедливости; 2) законы Хаммурапи – один из древнейших правовых памятников в мире. 282 закона, которые затрагивали все основные сферы жизни вавилонского общества. Законы Хаммурапи были выбиты на большой стеле из чёрного камня. На самой вершине находилось изображение самого царя.

Вар-10. Текст «Когда войско находилось на марше и врага ещё не видно, никто не идёт впереди царя, за исключением скиритов ….. Чтобы цари не питались дома Ликург (древнегреческий спартанский политический деятель) предписал им участвовать в общественных трапезах.»

Вопр4. Древняя Греция

Вопр5. Назовите полис, в котором действовали эти правила, в чём состоялись особенности положения царя в этом обществе?

Ответ: 1) Эти правила действовали в полисе – Спарта;  2) в Спарте было два царя, они выполняли обязанности судей и жрецов, а в военное время командовали армией; но в Народном собрании цари руководящей роли не играли, участвовали в заседании только по достижении возраста 30 лет.

Вар-11. Текст «В ….. городе решают отправить к врагу посольство, которое довело бы до его сведения …. Когда послы прибыли к Алариху ….»

Вопр4. Древний Рим.

Вопр5. Кто и какую опасность представлял для этого города. В каком веке произошла описываемая история?

Ответ: 1) Варварские племена готов представлял для этого города. Они подвергли разграблению Рим, грозили полностью уничтожить город; 2) Описываемая история произошла в V в.

Вар-12. Текст «Таким был Дарий, сын Гистапа …»

Вопр4. Древняя Персия.

Вопр5. Почему в этой стране жило много разных народов? Кто и как управлял этими народами?

Ответ: 1) Цари Персии (Кир, Камбис и другие) вели завоевательные войны, подчинили много разных народов, живших на территории от Средиземного моря до реки Инд; 2) цари для управления разделили страну на области – сатрапии, установили подати с каждой области.

Вар-13. Текст «вот что он совершил за девять лет своего командования. Всю Галлию, …»

Вопр4.

Вопр5. Какие заслуги и перед каким государством перечислены в тексте?

Ответ: 1) заслуги перед государством Древний Рим- руководство завоеванием Галлии, Британии, присоединение к Риму новых провинций, наложение на них ежегодных налогов; 2) Гай Юлий Цезарь.

Вар-14. Текст «Будь хорош с Югом и прибудут к тебе … Не будешь ты страдать из-за Нила, что он не приходит. Подати Севера будут в твоей руке.»

Вопр4. Древний Египет

Вопр5. Какие действия автор наставления считает необходимыми для правителя? Укажите титул правителя — это страны.

Ответ: 1) действия правителя – поддерживать связь со всеми своими владениями, подчинять непокорное население, награждать вельмож и жрецов; 2) титул правителя Древнего Египта – фараон.

Вар-15. Текст «Я – заботливый покорный великим богам … могучий царь, солнце Вавилона …. »

Вопр4. Древнее Междуречье

Вопр5. О каких целях принятия данного документа говорится в тексте? Назовите этот документ и имя того, от чьего имени он составлен.

Ответ: 1) Цели принятия документа – установление справедливости, лучших условий для людей;

2) название документа – Законы Хаммурапи – единый сборник законов. 282 закона, которые затрагивали все основные сферы жизни вавилонского общества. Законы Хаммурапи были выбиты на большой стеле из чёрного камня. На самой вершине находилось изображение самого царя.

Вар-16. Текст «Из многих преобразований, введенных ………  Платона …..»

Вопр4. Древняя Спарта

Вопр5. О каких важных преобразованиях в жизни данного общества говорится в тексте? Напишите имя исторического деятеля, который их провёл.

Ответ: 1) В тексте говорится о преобразованиях – учреждение совета старейшин, разделение земель между гражданами полиса на равные наделы; 2) Эти преобразование Ликург – древнегреческий политический деятель Спарты.

Вар-17. Текст «Избирают поднятием рук также и на все военные должности, в том числе – десятерых стратегов – »

Вопр4. Древняя Греция.

Вопр5. Назовите город-государство, в котором существовало такое управление войсками. Какой орган власти назначил командующих войсками?

Ответ: 1) Такая форма управления войсками существовала в городе – Афины;  2) командующих войсками назначало – народное собрание.

Вар-18. Текст «И вот, не знаю почему, бог был к нам неблагосклонен, и неожиданно …. А всё их племя называлось Гиксос, то есть «цари-пастухи» »

Вопр4. Древний Египет

Вопр5. Характеристика правления гиксосов? Объясните почему говорится о Верхней и Нижней стране, хотя речь идёт об одном государстве

Ответ: 1) 2) в Египте сохранялись названия двух частей страны, отличавшихся по природным условиям, – Верхнего (Южного) Египта и Нижнего (Северного) Египта.

Вар-19. Текст «Я искоренил междоусобицы, улучшил положение страны, поселил людей в надежных местах и избавил их …. Я держу в своем лоне людей страны Шумера и Аккада. …»

Вопр4. Древнее Междуречье

Вопр5. Какие названия, приведенные в тексте, позволяют определить, где, в каком регионе Древнего мира появился данный документ? Укажите имя автора и название документ.

Ответ: 1) названия государства Шумер, Аккад, Вавилон указывают на регион – Древнее Междуречье; 2) название документа – Законы Хаммурапи – единый сборник законов. 282 закона, которые затрагивали все основные сферы жизни вавилонского общества. Законы Хаммурапи были выбиты на большой стеле из чёрного камня. На самой вершине находилось изображение самого царя.

Вар-20. Текст «Падение нравов началось у лакедемонян примерно с тех времён, когда они, сокрушив гегемонию афинян, .. Ликург …»

Вопр4. Древняя Греция

Вопр5. О нарушении каких основ общества спартиатов говорится в тексте? Приведите не менее двух положений.

Ответ: 1) нарушались установленные Ликургом основы;

2) положения: равное распределение земли между семьями спартиатов; передача земельного надела и дома только законному наследнику (отсутствие купли-продажи земли).

Вар-21. Текст «Ради процветания миров он (Брахма) создал от своих уст, рук»

Вопр4. Древняя Индия.

Вопр5. Объясните, все ли варны, названные в тексте, считались равными. Напишите, что относилось к положению и занятиям брахманов. Приведите не менее двух характеристик.

Ответ: 1) варны были не равны, три варны считались дважды рождёнными, а шудры – однажды рожденными, брахманы считались высшей варной; 2) Брахманы – это были люди духовной жизни и умственного труда; к этой варне относились жрецы, а также учёные, учителя, монахи.  Они смотрят за храмами, преподают различные духовные практики, работают учителями.

Вар-22. Текст «Из учения, изложенного в конце VI – начале V в до н.э. …»

Вопр4. Древний Китай

Вопр5. О каких важных для человека качествах говорится в тексте? Назовите автора приведенных высказываний.

Ответ: 1) важными для человека качествами названы справедливость, почитание родителей и старших, преданность долгу, стремление к учению; 2) автор высказываний – Конфуций.

Вар-23. Текст «Солон видел, что город …. »

Вопр4. Древняя Греция

Вопр5. Напишите пропущенное название города, о котором говорится в тексте. Какие меры были приняты в городе, чтобы лучше обеспечивать его продовольствием и разными товарами?

Ответ: 1) Пропущенное название города – Афины; 2) Чтобы обеспечивать его продовольствием и разными товарами, они стали развивать ремёсла, чтобы иметь возможность продавать ремесленные изделия и закупать хлеб.

Вар-24. Текст «Из «Законов Ману» … »

Вопр4. Древняя Индия.

Вопр5. Объясните, кто такие вайшии. Чем они занимались?

Ответ: 1) Вайшии – одна из индийских варн; 2) Вайшии занимались земледелием, скотоводством, ремеслом, торговлей.

Вар-25. Текст «Город между тем рос … … Ромул»

Вопр4. Древний Рим

Вопр5. О каком событии говорится в тексте? С чего начиналось устройство города?

Ответ: 1) В тексте говорится об основании Рима; 2) Ромул начал с учреждения органов управления городом.

Вернуться к списку вопросов